Отправимся теперь в Заречную часть города. Там находится пять районов и живет две трети населения Нижнего Новгорода. И хотя история Сормова. Канавина, Автозавода не так богата событиями, на левом берегу Оки нас ждут интересные встречи. Из центра в Заречье можно добраться трамваем № 1 или автобусом, идущим к железнодорожному вокзалу.

Гудками кого-то зовет парохода…

Старая, прекрасная, всем знакомая песня. Когда в 1949 г. сормовичи отмечали столетие своего завода, они пригласили в Горький своего земляка — композитора Бориса Мокроусова. И дали ему понять: нужна песня — о Волге, о Сормове, о городе Горьком. Мокроусов и поэт Евгений Долматовский взялись за работу и вскоре предложили послушать «Сормовскую лирическую»… Песня зазвучала по всей стране. И не забылась спустя полвека.
— Где у вас стрелка, про которую в песне поется? — спрашивают в Нижнем приезжие.
Стрелка — место слияния Оки и Волги. Ее видно и от Кремля, и с Суетинки, и с Канавинского моста и набережной Федоровского. Со Стрелки начинается Заречная часть Нижнего — почти миллион жителей, а в начале XX в. — это два крупных села, Кунавино и Сормово.
Старинная нижегородская легенда рассказывала о происхождении названия села Кунавино: «Жила за Окой одна вдова, кума-чародейка. Держала питейное заведение. Подплывали к ней на лодках, на кораблях богатые люди. И уже с середины реки кричали: «Кума, вина!» «Много-де жен с мужьями перессорились из-за кумы, много-де кос и бород потеряло густоту по ее милости». Рассказывала дальше Улица Стрелка и собор А. Невского легенда о том, что кума приворожила наместника нижегородского к себе, тот и думать забыл о своих княжеских делах, о семье. Молодой княжич отправился покарать ее за слезы своей матери. И его, уже занесшего кинжал, тоже околдовала кума…» Петр Ильич Чайковский использовал эту легенду как сюжетную основу для своей известной оперы «Чародейка».
Так говорят легенды. А топонимисты подтверждают: да. Кунавино обязано своим названием женщине. Но не куме, а Кунаве. Это имя носили в Средние века мордовские женщины высшего, княжеского сословия. Кстати, и дальше, за Канавином старые названия напоминают именно о мордве. Ратманиха, Бурнаковка. Копосово — все от древних мордовских имен.
По всей России Канавино прославилось благодаря ярмарке, история которой уходит в глубь веков. Летописи рассказывают, что еще в XIV столетии на луговой стороне у Нижнего проходили большие торги. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1641 г. впервые упоминается ярмарка у стен Макарьевского монастыря, которая длится всего один день — 25 июля — праздник святого Мака-рия. С 1667 г. ярмарка продолжается уже две недели, собирая купцов со всей России. Торговля дает огромные доходы. С 1751 г.

Нижний Новгород. Макарьевский монастырь
Нижний Новгород. Макарьевский монастырь

 

Макарьевская ярмарка делается собственностью государства. За счет казны строят огромный гостиный двор, но 18 августа 1816 г. все ярмарочные постройки уничтожает пожар. 31 октября 1816 г. последовало высочайшее утверждение о переводе Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Местом для нее была избрана луговая часть на стрелке, при слиянии Оки и Волги.
Приехавший в Нижний столичный инженер и архитектор Августин Бетанкур работал над масштабным проектом — низину за стрелкой, затопляемую в половодье, сырую, неудобную, надо было приспособить для нужд всероссийского торжища. Центром ярмарки, по его замыслу, должен был быть Главный ярмарочный дом. Аллея вела бы от него в глубь ярмарки — к собору. Территорию пересекали бы линии торговых рядов. Инженеру удалось неожиданно превратить изъян участка в его достоинство. Высокое половодье? Прекрасно! Именно по высокой воде в специально построенные каналы можно будет заводить суда с товаром и разгружать прямо там, где они потом будут продаваться. Вода по весне будет вымывать ярмарку от мусора, летом беречь от пожара, а грунт, вынутый при углублении протоков, поднимет общий уровень участка.
Главный дом на берегу Оки вырос довольно быстро. К сожалению, мы его знаем только по рисункам: в конце XIX в. он был разобран по причине аварийного состояния. На его месте был возведен новый, не менее великолепный. Проект архитекторов К. Треймана, А. Трамбицкого и А. фон Гогена, воплощение которого завершилось в 1890 г.. потрясал современников. Цельность, композиционная ясность при огромных размерах и массе деталей. Главный дом — это как бы целый древнерусский город, с башенками теремов, шатрами, со стилизованным под архитектуру XVII в. каменным убранством фасада. Огромный единый торговый зал первого этажа напоминал ярмарочные ряды: в него выходили боковые помещения различных фирм, магазины. Повыше располагалась администрация ярмарки (кстати, сюда на лето переезжал губернатор со своей канцелярией), деловые представительства и великолепный двухъярусный Гербовый зал с отличной акустикой. Он, украшенный гербами всех российских губерний, знаменовал собой идею единства и процветания объединенных под русским флагом земель.

Нижний Новгород. собор Александра Невского
Нижний Новгород. собор Александра Невского

В 1881 г. был освящен собор Александра Невского. Осенью 1263 г. корабль с Александром Невским, уже неизлечимо больным, отчалив из Нижнего Новгорода, проплыл мимо стрелки в Городец, где князь умер. Именно на стрелке было выбрано место для величественного пятиглавого шатрового собора в его честь. Участие в постройке собора принимали известные архитекторы Роберт Килевейн и Владимир Даль, которые использовали типовой проект мастерской К. Тона. Украшает ярмарку и еще один собор — Спасо-Преображенский. построенный в 1822 г. В народе его называют Старо-Ярмарочным, а искусствоведы — «маленьким Исаакием». Строил собор архитектор Огюст Монферран, будущий создатель Исаакиевского собора.

Нижний Новгород. собор Спасо-Преображенский
Нижний Новгород. Спасо-Преображенский собор

Начиная с весеннего половодья огромный комплекс ярмарки оживлялся. Через Мещерское озеро, соединенное с Волгой, сюда заходили барки с товаром. Торговля шла уже после спада воды. Но настоящего пика достигала во второй половине лета. 25 июля ярмарка торжественно открывалась. Над Главным домом поднимался флаг, который спускали в первый день сентября. Ярмарка собирала самых замечательных артистов, художников, писателей России, лучших инженеров. Ярмарочной электростанцией десять лет подряд, приезжая в Нижний Новгород, руководил знаменитый ученый Александр Степанович Попов. И здесь в свободное время он работал над своим изобретением — радиосвязью.
«Нижегородская ярмарка известна всему мирy; на этом месте Азия сталкивается с Европой, Восток с Западом; тут решается благоденствие народов; тут ключ наших русских сокровищ. Тут пестреют все племена, раздаются все наречия и тысячи лавок завалены товарами, и сотни тысяч покупателей теснятся в рядах. Повсюду разбитые палатки, привязанные обозные телеги, дымящиеся самовары, персидские, армянские, турецкие кафтаны, перемешанные с европейскими нарядами, повсюду ящики, бочки, кули, повсюду товар, какой бы он ни был: и бриллианты, и сало, и книги, и деготь, и все, чем только не торгует человек Ока с Волгой тянутся одна к дугой, как два огромных войска, сверкая друг перед другом бесчисленным множеством флагов и мачт. Тут суда со всех концов
Росши с изделиями детского Китая, с собственным обильным хлебом, ожидающие только размена, чтобы снова идти в Каспийское море, или в ненасытный Петербург.
1896 г. был особым в истории Нижнего Новгорода — именно в этом году рядом с ярмаркой начала работу Всероссийская художественно-промышленная выставка. 17 июля 1896 г. в 10 часов утра на вокзал Нижнего Новгорода прибыл императорский поезд. Прямо с вокзала государь император и государыня императрица направились в кремль и посетили кафедральный Спасо-Преображенский собор. После император проследовал в Кремлевский дворец, где состоялся прием Николаем II депутатов от ярмарочного всероссийского купечества, от города, от губерний и сословных обществ.

Нижний Новгород. Кремлевский дворец
Нижний Новгород. Кремлевский дворец

 

Первой представилась депутация от ярмарочного всероссийского купечества, во главе с председателем Ярмарочного комитета, известным в России купецом СТ. Морозовым. От имени купечества императору были поднесены хлеб-соль на драгоценном серебряном блюде, украшенном бриллиантами, с надписью: «Царю от купечества», а внизу «Нижегородская ярмарка».
За четыре дня пребывания в Нижнем Новгороде, с 17 по 20 июля 1896 г., Николай II осмотрел все павильоны Всероссийской художественно-промышленной выставки, подробно познакомился с Нижегородским кремлем и историей города. Помимо Николая II, ярмарку посещали все русские императоры, начиная с Николая I, А.С. Пушкин. А. Дюма, работал на ярмарке Александр Попов — изобретатель радио.
Шумела ярмарка, привлекая огромное количество гостей, вплоть до закрытия в 1918 г. В годы нэпа ее открывали на несколько лет. но в 1928 г. закрыли окончательно. В настоящее время от старого ярмарочного комплекса сохранилось лишь несколько построек — на его месте в 1960-х гг. был возведен жилой район, часть территории заняла площадь Ленина и широкий бульвар Мира.
Возродили ярмарку в 1990 г. Сейчас это выставочный комплекс Всероссийского закрытого акционерного общества «Нижегородская ярмарка» (тел. 77 55 85, факс 77 55 95). За 15 лет коллектив сумел не только воссоздать былые традиции, но и превратить ярмарку в современный успешный выставочный центр, многие проекты получили не только «постоянную прописку» на Нижегородской ярмарке, но и всероссийское и мировое признание. В 2005 г. Нижегородская ярмарка восстановила статус учредителя UFI. Сегодня Нижегородская ярмарка с гордостью может отметить, что является не только полноправным членом UFI, но и, как в 1925 г.. единственным российским учредителем этой международной организации.

Нижегородская ярмарка
Нижегородская ярмарка

Ежегодно на Нижегородской ярмарке проводится свыше 70 выставочных проектов, в которых участвуют более 5 тыс. экспонентов практически из всех российских регионов и многих стран мира. Самыми крупными выставочными мероприятиями на ярмарке являются форумы: «Великие реки», «Автофорум». «Банковский форум», «Россия единая» и др. Они способствуют укреплению межрегиональных и международных связей, определению новых путей экономического развития. В них участвуют члены правительства, лидеры общественных движений, губернаторы разных регионов — люди, которые определяют новое развитие России.
При выставочном комплексе в декабре 2002 г. была создана туристическая фирма «Нижегородская ярмарка — Тур». Эта фирма осуществляет все виды экскурсионно-туристической деятельности: прием и обслуживание российских и иностранных туристов; проведение конференций, бизнес-семинаров, производственных, национальных и религиозных праздников; организацию индивидуальных, групповых, событийных, деловых, VIP-туров по России и за рубежом; аренду автобусов и легковых автомобилей (услуги и маршруты представлены на сайте www.yarmarka.info-nn.com).
За Спасским собором взгляду открывается огромный жилой район. Еще недавно на месте его была сырая низина, пески, давно обмелевшие волжские старицы. Этот микрорайон получил имя Мещерское Озеро.

 




 

Мещера — финноугорский народ, который жил по берегам Оки. Последний раз мещера упоминалась в русских летописях в конце XIV в., а потом исчезла, вероятно, смешавшись с пришлым сюда населением. Но память о нем дошла в названиях, одно из них — Мещерское Озеро. Чтобы не раздвигать и без того широкие границы города, было принято смелое решение — превратить в жилой район бросовую низину, намыть на нее пятиметровый слой песка. В результате около 100 тыс. нижегородцев получили в 1970-1990-х гг. современные квартиры всего в получасе езды от кремля. Новые микрорайоны проектировались совместно архитекторами из Нижнего Новгорода и Магдебурга.

Нижний Новгород. Мещерское Озеро
Нижний Новгород. Мещерское Озеро

 

Необычная школа из нескольких, оригинальными переходами соединенных корпусов, мосты над озером и автомагистралями, дома с двухэтажными квартирами и террасами — облик этого уголка новой застройки очень привлекателен. Но Канавино сохранило и старые невысокие дома. Это улицы детства Горького. Одна из них, где когда-то жила семья Кашириных, носит имя Алеши Пешкова.
Канавино — это крупный транспортный узел. Здесь находится железнодорожный Московский вокзал. В августе 1862 г. в Нижний Новгород, а точнее, в Канавино, пришел первый поезд из Москвы. Старое расписание, опубликованное в «Нижегородских губернских ведомостях», сообщало о том, что в то лето нижегородцы получили возможность дважды в день уехать в столицу и один — во Владимир. Путь до Москвы — 412 верст — составы проходили за полсуток. Железная дорога, соединившая Нижний со столицей, стала третьей магистралью в России.
Нижний Новгород стал важным железнодорожным узлом: в начале 1930-х гг. с пуском моста через Волгу открылся путь на Вятку, и дорога стала одним из участков Транссиба. Еще в 1900-х гг. к Нижнему подошла дорога и с юга — от Пензы и Арзамаса, а с постройкой моста через Оку в 1960 г. поезда южного направления стал принимать Московский вокзал. За последние десятилетия вокзал пережил две реконструкции и отличается сейчас оригинальными современными интерьерами.
В Нижнем Новгороде можно познакомиться с двумя железнодорожными музеями. Один из них во Дворце культуры (Июльских Дней, 1), в десяти минутах ходьбы от вокзала — посвященный истории Горьковской магистрали. До другого надо ехать от вокзала на электричке две остановки в Московском или Арзамасском направлении. От платформы Сортировочная до зоны отдыха железнодорожников надо пройти около 200 метров вперед. Здесь, на берегу озера, рядом с пляжем разместился музей под открытым небом «Паровозы России». В нем собраны редкие образцы техники стальных магистралей, работавшие на них начиная с 1900 г.

Нижний Новгород. Железнодорожный музей
Нижний Новгород. Железнодорожный музей

Пройдем еще полкилометра вперед по улице Коминтерна. На площади Славы возле одной из заводских проходных — еще один подобный памятник, который любят фотографировать туристы. На гранитные постаменты поставлены рядом Т-34″ — лучший танк Второй мировой войны, который выпускался здесь, в Сормово, и кажущийся по сравнению с ним крохотным первый советский танк — его тоже сделали здесь — «Борец за свободу тов. Ленин». Можно пойти в Сормовский парк. Здесь на небольшом озере живут лебеди. Аттракционы, озера с песчаными пляжами. Дворец культуры и концертные площадки под открытым небом — все тут есть. Особенно хорошо здесь в праздничный день. Шаг в сторону с центральной аллеи — и парк совсем незаметно перейдет в прибалтийский сосновый бор на песчаных дюнах. Собственно, парк в Сормове никто не сажал: это сохраненный горожанами лес, традиционное место народных гуляний, которое, не потревожив его особенно, незаметно обступили на некотором отдалении жилые районы. Перед парком площадь носит сейчас имя Алексеева. На постаменте установлен «Метеор», разработанный Алексеевым на Сормовском заводе. История всего флота на подводных крыльях началась с прогулки министра речного флота, приехавшего на завод в 1951 г., на катере «Волга». Судно вдруг приподнялось над волнами, и спидометр показал 120 км в час! Потрясенное начальство вскоре выделяет средства на опытные образцы крылатого флота. В 1957 г. сормовичи сдают первую «Ракету», и она за 13 часов приходит в Москву на фестиваль молодежи и студентов. 1960 г. — новая скорость и почти удвоенное число пассажиров — «Метеор». 1961 г. — «Спутник». Затем «Вихрь», «Комета», «Восход»… Конструкторское бюро Алексеева — яркий, одержимый идеей коллектив инженеров, которые до конца отдавались работе и даже по традиции вместе проводили отпуск — в заводском пансионате, за чертежами. Им суждено было осуществить небывалый прорыв в развитии водного транспорта, придать ему новые неожиданные качества. Именно они стали разработчиками судов на воздушной подушке, экранопланов.
Не только «карманом России» — ее арсеналом смог стать в нашем веке Нижний Новгород. Заречная часть города сосредоточила в себе огромный промышленный потенциал, десятки заводов, фабрик, комбинатов самых различных отраслей промышленности. Здесь находятся мощный авиационный завод «Сокол», строящий сверхзвуковые военные самолеты «МИГ», огромный машиностроительный завод, выпускающий самую разнообразную продукцию. — именно на нем был построен первый в мире судовой атомный реактор для ледокола «Ленин». В годы войны на этих заводах работали прославленные авиационное и артиллерийское конструкторские бюро Лавочкина и Грабина. Неподалеку, в Канавине — комбинаты: металлургический, лесохимический, масложировой. заводы мельничного оборудования, торфяного машиностроения, специальных автомобилей, радиоаппаратуры. Ленинский район — современные фрезерные станки с программным управлением, судовые дизели, электростанции для полярных поселков. Автозаводский район… Впрочем, его громкое имя говорит за себя лучше всяких дополнительных представлений.
Судьба этой части Нижнего Новгорода — особенная. По сути, целый город с крупнейшим в стране по тем временам заводом и населением, быстро набравшим 300 тыс. жителей, вырос за полтора года на пустом месте. Путеводитель по Волге 1930 г. рекомендовал добираться «к месту строительства автогиганта» от Канавина на трамвае до окраины города, а дальше 6 км пешком по наезженной дороге. Спустя тридцать лет путеводитель «Город Горький» предлагал трамвай и автобус, естественно уже прямо до места, но оговаривая, что поездка от вокзала займет около часа. Мы рекомендуем станции метро «Автозаводская» и «Комсомольская». Возвращаясь из Сормова, стоит сойти с трамвая у станции метрополитена «Буревестник» и спуститься под землю. Тогда по дороге в центр Автозавода вы познакомитесь с обеими линиями подземки.
Нижний Новгород получил метро третьим, после Москвы и Ленинграда. Третьим по протяженности линий его метро остается и поныне, опережая Новосибирск, Самару, Екатеринбург. В 1977 г. посреди проспекта Ленина мощный копер забил первую сваю первой станции Горьковского метро: сейчас на этом месте стоит памятный знак с датой и схемой первого участка линии. Стройка длилась восемь лет. Проходке мешали плывуны — следы древнего русла Оки. пришлось сооружать мощную, круглосуточно работающую систему водопонижения. Для линии было выбрано направление в крупнейший район города — Автозаводский — от вокзала. Первые 8 км пути были открыты 20 ноября 1985 г., заработали шесть станций. «Московская» — мраморная мозаика с видами столицы, путевые стены, воспроизводящие контур стен Кремля. Эта станция — крупнейшая в России. Она сможет одновременно принимать поезда четырех направлений. «Чкаловская».

Нижний Новгород. Метро
Нижний Новгород. Метро

 

Величаво-торжественная, мраморная, блестящая золотом «Ленинская» с полукруглым сводом. «Заречная», где путевые стены изображают плещущиеся волны, а нижегородские скульпторы Гришины на замечательных панно изобразили град Китеж и озеро Светлояр в заволжских нижегородских лесах. -Двигатель революции», «Пролетарская»… Автозаводская линия дважды удлинялась, а в 1993 г. открылась вторая линия метро. Сормовская. Сейчас метростроевцы продолжают ее строительство, перебрасывается метромост через Оку. для начала в Нагорной части города намечено построить в 2008 г. станцию «Горьковская» в районе площади Горького, тогда метро всерьез облегчит поездки в центр.
Мы же сойдем на станции «Парк культуры» и поднимемся на главную площадь Автозаводского района — Дворцовую. Дворец культуры Автозавода построен в 1961 г. Так было задумано — один из крупнейших рабочих районов в стране получил самый большой в СССР Дворец культуры. В нем 540 различных помещений, несколько больших залов — среди них театральный и киноконцертный, несколько кафе. Одновременно дворец может принять 5,5 тыс. человек.
За дворцом открывается Автозаводский парк — тенистые аллеи, озера, аттракционы, кафе. А сама площадь привлекает и тех, кто приходит сюда отдохнуть, и тех. кто хотел бы сделать покупку, — площадь была задумана как центр района, ее украсили большой универмаг, киноконцертный зал. Дом культуры школьников, позднее на Молодежном проспекте и улице Веденяпина открылись большие фирменные магазины…
Приезжие, которым хочется посмотреть памятные места города, не так уж часто заглядывают в промышленные районы. Но на Автозаводе есть достопримечательности, он помнит знаменитых людей.
Вот, например, по этой самой площади прогуливался Алексей Толстой. Здесь ему понравилось, и в одном из очерков он заметил: «Жилым комплексам Автозавода может позавидовать любая столица».
На доме рядом с выходом из метро (Молодежный пр., 22) мемориальная доска напоминает: здесь жил Юлиус Фучик. В 1935 г. известный уже чешский журналист приехал сюда, чтобы познакомиться с жизнью одного из городов СССР. Его очерки рассказали о жизни горьковчан — обыденной, немудрящей, трудной. Но в сущности, не такой уж плохой, как показалось гостю. Фучик писал о том, как автозаводцы работают, как отдыхают, о чем мечтают, какие перед ними встают проблемы. Ему здесь понравилось. Горький показался ему замечательным городом, а Автозавод просто восхитил: удобные, красивые дома, бульвары на месте совсем еще недавно стоявшей тут убогой деревни Монастырки, болот. И квартиры тут получили рабочие, которые обыкновенно, по его европейским наблюдениям, ютились в неприглядных жилищах, без удобств, всю жизнь могли только мечтать о нормальных условиях.
Автозавод был рывком России в будущее. Его центральные кварталы строились словно на едином дыхании. Огромные, поистине великолепные дома по индивидуальным проектам, над которыми работали лучшие архитектурные силы страны — например, мастерская братьев Весниных. Среди новых кварталов Автозавода особенным был задуман 8-й — с высоким домом, который получил название Радиусного (Молодежный пр., 32): вогнутый фасад, полукруглые балконы, колоннада, украшающая верхние этажи — дом открывался навстречу молодому парку, как в линзе собирал свет, обращенный к югу. Соцго-род — так назвали жилую зону — был отделен от огромного завода проспектом Ленина, широким, засаженным деревьями. В глубь района уходили от завода проспекты Ильича и Кирова, напоминавшие больше широкие бульвары, а от Дворцовой площади — проспект Октября — самые красивые магистрали района. Здесь дыхание производства словно и не чувствовалось среди зелени, а было до него рукой подать — пара трамвайных остановок.
Горьковский автозавод откроется нам с проспекта Ленина, по-своему величавый. Огромные желто-розовые цеха, переплетения труб, высотные инженерные корпуса. 3.5 км мы будем идти или ехать вдоль завода! И это только главное его производство. А рядом с основной территорией разбросаны заводы-филиалы, без которых конвейер остановился бы, — дизельных двигателей, штампов и пресс-форм, коробок скоростей, механические…
У главной проходной на постаменте грузовик — полуторка, из тех. что прокладывали колеи разбитых фронтовых дорог. ГАЗ-А» — с него начинается история завода. Первый грузовик сошел с конвейера в начале января 1932 г.
Первые сваи на месте будущего завода были забиты в апреле 1930 г. Чуть больше полутора лет — от безнадежных болот у Монастырки до одного из крупнейших в стране заводов с современным городом возле него. Крестьяне, съезжавшиеся на стройку, встали потом за станки, хотя иностранные специалисты говорили: ничего из этого не получится, с такими рабочими завод не сможет выдавать продукцию. Смог. Александр Бусыгин, кузнец, имя которого гремело в 1930-х гг., первый стахановец в машиностроении, всего за несколько лет до своего рекорда приехал на стройку из маленькой деревни возле города Ветлуга в двух сотнях верст от Нижнего.
Интересно познакомиться с музеем ГАЗа, который находится на правой стороне проспекта Ленина, недалеко от станции метро «Комсомольской», в одном из корпусов завода. В его павильонах собрана большая коллекция автомобилей разных времен.
Марка ТАЗ» начиная с 1930-х гг. означала в любом селе, в среднеазиатском городе, на заполярном руднике, в столице прежде всего надежность. Грузовики, на которых была эмблема с оленем, — легкие, маневренные, с оптимальной грузоподъемностью, знаменитый ГАЗ-66″, не сходивший с конвейера три десятилетия, — уникальная машина для бездорожья: легковые машины — «ЗИМы», «Волги». «Чайки» — красота, престиж, высокая скорость; первые российские микроавтобусы ГАЗель». Это слава Нижнего Новгорода.
Многие приезжают в Нижний Новгород для того, чтобы приобрести здесь автомашину марки «ГАЗ». Это имеет свой резон, поскольку в городе работает ряд официальных дилеров Горьковского автозавода. Информацию о наличии автомобилей и ценах можно получить по тел. 77 58 04 и 77 58 21 в специализированном информационном центре ГАЗ информцентр».